Хайджек и безопасность

 

Хайджек: назначение и конструкция

Название «хай-джек», плотно укоренившееся за данным элементом внедорожного снаряжения автомобиля, есть не что иное, как усеченная транскрипция названия оригинального изделия HiLiftJack. При простоте конструкции способов применения в офф-роуде у него более чем достаточно. А одно из основных достоинств этого устройства в том, что оно вообще не требует никакого ухода.

Bloomfield Manufacturing Company, основанная в 1895 году в штате Индиана, США, выпускает реечные домкраты под маркой Hi-Lift Jack уже более ста лет. Конструкцию еще в 1905 году придумал основатель этой компании Филипп Джон Харра (Philip John Harrah).

Рейки у всех домкратов этой марки изготавливают литьем из специальной стали, а детали привода, опоры и «ухо» делают из штампованной стали или отливают из чугуна в зависимости от модели.

Штамповка — только четыре элемента:

  1. «пятка» или основание домкрата

  2. деталь, соединяющая машинку с основанием ручки

  3. основание ручки

  4. скоба, которая закреплена болтом и гайкой на верхнем конце рейки

Все остальные элементы данного домкрата — литье. Окрашивается в черный цвет Фирменное цифровое обозначение заканчивается на «4»: HL-364, HL-424, HL-484, HL-604, EJ-550.

В результате, (по информации производителя), рейка во всех домкратах Hi Lift Jack изготавливается из одного и того же металла. Но на практике многие джиперы отмечают, что полностью литой домкрат гораздо прочнее того, в котором присутствуют штампованные детали.

Результаты штамповки заметны и на массе полностью литых и литых/штампованных домкратов. Например:

HL-484, 1,2-метра, весит 12,55 кг.

HL-485, 1,2-метра, весит 12,77 кг.

Коренной «американец» НiLift на российском рынке представлен моделями с чугунной и стальной рейкой. И тот и другой прекрасно справляются с поставленной задачей, а именно подъемом 1,5 тонны груза на высоту длины рейки. Также в России активно продаются отечественный домкрат фирмы «Сорокин инструмент» и китайское изделие FarmJack. Внешне они практически не отличаются от HiLift, разве что цветом (по сравнению с бордовым оригиналом): «сорокин» светло-красный, а «китаец» желтый. Оба эти изделия, безусловно, имеют право на жизнь и вполне вам подойдут, если реечным домкратом вы пользуетесь очень редко. Отправляясь же на штурм тотального бездорожья, настоятельно рекомендую вам не экономить и обзавестись оригинальным изделием.

Принцип работы с хайджеком

Подставляя домкрат под силовой бампер или порог, следует «пятку» джека задвинуть чуть глубже, чтобы домкрат оказался немного наклонен наружу машины. Когда вы начнете поднимать автомобиль, он выровняется, а вот если этого не сделать, то в процессе подъема он упрется в бок автомобиля и может его помять.

Когда хай-джек установлен, переводим переключатель режимов (единственный переключатель на изделии, расположенный слева от реечного механизма) в верхнее положение до щелчка (это может потребовать некоторых усилий), беремся за ручку и тянем за нее вверх, до тех пор пока опорная площадка механизма не упрется в автомобиль, после чего начинаем собственно процесс подъема.

Для этого встаем слева от домкрата и правой рукой беремся за конец ручки сверху, а левой держим рейку, обхватив ее снаружи, при этом большой палец прижат к рейке сбоку.

ПАЛЬЦЫ НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ДОЛЖНЫ ЗАХОДИТЬ НА СТОРОНУ РЕЙКИ, ОБРАЩЕННУЮ К РУЧКЕ, А ГОЛОВА НЕ ДОЛЖНА НАХОДИТЬСЯ В ПРОСТРАНСТВЕ МЕЖДУ РЕЙКОЙ И РУЧКОЙ.

В противном случае вы имеете «море» шансов заработать сотрясение мозга, сопровождающееся переломом большого пальца. (Если вы левша, то располагаетесь зеркально, но при этом соблюдая все указанные выше требования, потому как ручка домкрата имеет свойство вырываться из неопытных рук и слету попадать в подставленные части тела, нанося при этом максимум возможного ущерба.)

Итак, крепко беремся за ручку и начинаем делать поступательные движения вверх-вниз. При этом амплитуду следует ограничить моментом перещелкивания шпонок.

Поднимая машину, следите за тем, чтобы рейку домкрата не перекашивало.

Когда машина поднята на требуемую высоту, зафиксируйте ручку джека в сложенном положении и слегка покачайте машину, дабы убедиться, что она не собирается падать с домкрата. При работе с поднятым автомобилем помните, что нельзя находиться сбоку от домкрата, потому как при падении он пойдет именно вбок, и не дай боже вам в этот момент оказаться на его пути.

Теперь процедура вторая — опускание автомобиля. Вы думаете, самым сложным было поднять? Ан, нет. Самое сложное и травмоопасное действие при работе с хай-джеком — это опускание автомобиля. Освобождаем ручку из фиксатора и опускаем вниз правой рукой, левой же перещелкиваем переключатель режимов в нижнее положение, сделать это весьма непросто, и если не получается сразу, то слегка стукните по нему. Теперь поднимите ручку вверх и опускайте вниз, вниз она пойдет очень легко, но пусть вас это не расслабляет — будьте начеку и крепко держите ее рукой, как только верхняя шпонка механизма выйдет из рейки на вашу руку, придет все то усилие, которое потребовалось вам для последнего нажатия, когда вы поднимали автомобиль. По мере того как вы будете поднимать ручку вверх, нагрузка станет ослабевать и примерно к половине хода ручки исчезнет полностью.

ВНИМАНИЕ! НИКОГДА НЕ ОТПУСКАЙТЕ РУЧКУ В НИЖНЕМ ПОЛОЖЕНИИ, А ДЕЛАЙТЕ ЭТО, ТОЛЬКО ВЕРНУВ ЕЕ К РЕЙКЕ.

Когда машина будет опущена, освобожденный от нагрузки механизм джека опустится вниз по рейке самостоятельно, если этого не происходит, поднимите ручку вверх и подергайте.

Применение хайджека на бездорожье

Когда машина повисает на межколейке, с помощью домкрата ее можно поднять до высоты, когда колесо показывается из колеи, после чего толкнуть машину вбок, она упадет с домкрата и при этом переставится вразрез колее. Совершать это действие лучше сначала с передней частью автомобиля, а потом с задней.

В случаях же, когда внедорожник, порвав колесами болотный ковер, лег на него днищем, для того чтобы подложить под колеса сэндтраки (трапики), его нужно сначала поднять.

Случаются ситуации, когда машина при лебежении упирается в бревно или твердый бруствер. В таких случаях также приходится использовать джек, иногда одновременно с лебедкой.

Реечный домкрат — устройство многофункциональное, помимо подъема, с его помощью можно, используя вес автомобиля:

— выдавить покрышку из посадочного желобка на диске для перебортировки колеса,

— использовать в качестве тисков, — для этого нужно развернуть и переставить на требуемую высоту съемный носик,

— применять в качестве спасательного инструмента при авариях для того, чтобы раздвинуть покореженный металл. Для этого нужно снять опорную «пятку» и переставить съемный носик ниже подвижного механизма;

— а если вы запасетесь металлическим (или синтетическим) тросом, цепью с крюками на концах и двумя монтажными скобами (шаклами), то хай-джек можно превратить в ручную лебедку. Собственно, цепь с крюками, два шакла, корозащита и перчатки входят в набор HiLift Off-road Kit.

Правильно выбирайте места установки хай-джека: в противном случае могут не выдержать те элементы автомобиля, под которые подведен его клюв.

Скажем, за кузов цепляться не стоит вообще: он не рассчитан на такие усилия.

Штатные бамперы и декоративные пороги – тоже.

Так что в качестве точки опоры следует выбирать исключительно силовые элементы, выдерживающие большие нагрузки. Но даже в этом случае желательно располагать домкрат по центру силового бампера или порога, иначе вся нагрузка пойдет на одну из точек крепления обвеса и она может попросту не выдержать.

Есть специальные комплекты (лифт-мейт), позволяющие поднимать автомобиль хай-джеком за колесный диск.

Возите с собой подставку для домкрата. На мягких грунтах штатной площадки для упора хай-джеку маловато – он просто уходит в грязь. Поэтому можно прикупить специальную пластиковую «подножку» для него или обойтись толстой доской достаточной площади.

Регулярно смазывайте реечный домкрат. Иначе однажды он попросту откажется работать и придется заниматься его обслуживанием и ремонтом прямо в поле.

Лифт-мейт и бампер-лифт

Если ваш автомобиль лишен силового обвеса, то для того чтобы поднять его при помощи хай-джека, вам потребуется специальный аксессуар lift-mate. Он одевается на носик джека и закрепляется на диске колеса. Но такой способ крепления скрывает в себе массу недостатков. Подняв машину при помощи lift-mate, нельзя поменять колесо, переставить машину в сторону из колеи и тронуться с поднятого домкрата. Единственное, в чем пригоден данный способ подъема, это в возможности подложить что-нибудь под колесо.

Если силовой бампер автомобиля имеет скошенную нижнюю часть и упереть джек не представляется возможным, следует воспользоваться устройством bamper lift, которое состоит из крюка на цепи, закрепляющегося на носике джека. А чтобы домкрат не проваливался в мягкий грунт, существует специальная пластиковая площадка под пятку, называется она off-road base.

Приспособление Lift-Mate позволяет реечному домкрату цепляться практически за любой колесный диск. Лишь бы в нем было не меньше четырех дырок. И можно спокойно поднимать автомобиль. Правда, не любой и не во всякой ситуации. Скажем, для машины с маленькими колесами он все равно не подойдет – опираться не на что. Так что для уверенной работы «лифт-мэйту» нужны шины внешним размером не менее 22 дюймов. Это чуть больше, чем у «Жигулей».

При обращении с колесной насадкой тоже есть свои тонкости.

Первое – крюки необходимо цеплять только в верхней половине диска. Или как можно ближе к этому положению. В противном случае уже поднятое колесо может провернуться, и автомобиль рухнет вниз. Хорошо, если обойдется без травм у людей и вмятин на кузове.

Кстати, о вмятинах. Многих интересует вопрос: не прислоняется ли сам домкрат к крылу во время подъема или опускания? Так вот. Такое возможно, только если во время подъема автомобиль начинает сносить в сторону от поднимаемого колеса. Так что тщательно отслеживайте при подъеме устойчивость машины.

Еще в комплект Hi-Jack – Lift-Mate я бы настоятельно советовал включить лопату. Машины иногда имеют свойство садиться на «брюхо» в разбитой колее с сильно наклонными бортами, а в такой ситуации колесная насадка бесполезна. Домкрат просто не сможет устойчиво закрепиться на земле. Так что придется расчищать для него площадку рядом с колесом. Причем если грунт неустойчивый, то широкую. И мостить ее специальной пластиковой подкладкой под хай-джек или, на худой конец, обрезками широких досок, припасенных на такой случай.

Но ведь это все равно лучше, чем искать трактор по окрестным деревням, не так ли?

Когда наш любимый агрегат садится по раму, то спереди его можно зацепить за бампер, кенгурятник и прочие крепкие железяки. Проблема — за что цепляться сзади.

А сзади есть сцепное устройство и едва выступающие куски рамы, к которым прикручены ненужные полукруглые демпфирующие штуковины. Хайджек эти штуковины иногда гнет, а с рамы и с сцеп. устройства соскальзывает (пятнадцать минут на установку хайджека и одна минута на подъем). Да это еще и с учетом того, что под хайджек надо ямку рыть (если уж так глубоко садимся). Да и запаска, и борт задний мешают постоянно хай-джеку.

И вот тут-то самое-то время применить какое-либо устройство, позволяющее удобно расположить хай-джек СНАРУЖИ машины и удобно им работать. И это устройство должно из себя представлять: снизу — несоскальзывающий крюк для цепляния за раму или сцеп. устройство (или т.п.), посередине — гибкое, шарнирное, цепное, и т.п. связующее звено, сверху — «П» или «О» — образные швеллер или профиль, фиксирующийся на клюве хай-джека болтом. Вот и все.

А теперь представим, что нам надо засунуть какой-либо домкрат под мост или раму, когда машина уже на всем этом сидит. В любом случае надо ямки рыть, поскольку сидит она обычно именно на том месте, под которое надо засовывать и поднимать.

И еще важное — когда машина села в болоте или прочей жиже )и в нее постепенно погружается), залезать ПОД нее (а иначе под мосты или под раму ничего не засунешь) — будет однако вредно для здоровья!

Сухой остаток вышенаписанного: правильнее будет домкратить не ПОД, а ЗА и СБОКУ — и удобно, и быстро(не надо ямки рыть), и безопасно.

Можно зацепть Бампер-Лифтом машину за обод колеса (держится!). А в отсутствии фирменного устройства можно применить короткую петлю из троса, в крайнем случае — ремни привода генератора и т. п. (пару раз выдержат) и цеплять за ступицы и клюв хай-джека.

Размещение хайджека в машине

В машине существует не так много мест, где можно расположить реечный домкрат.

Пожалуй, лучший вариант крепежа хайджека — верхний багажник. Правильнее всего закрепить джек на боковой его части. Крепеж домкрата на заднем бортике менее удачен, так как, во-первых, длинный джек обычно выступает за габариты багажника, а во-вторых, исключает возможность установки заднего дополнительного света.

Второй вариант — закрепить хай-джек на кузове. Единственный удобоваримый способ крепления — «стоя» на заднем бампере. Джек располагается на краю бампера, дабы не мешать открыванию задней двери. Пятка домкрата крепится на бампере, а рейка — либо на кузов, либо приворачивается к верхнему багажнику. Во втором случае джек заодно выполняет роль силового обвеса. Но при такой компоновке верхний крепеж джека должен иметь амортизирующий элемент, так как бампер, закрепленный на раме, имеет небольшой ход относительно кузова, особенно если машине сделан боди-лифт.

Так же можно закрепить домкрат на двери заднего бампера с запасным колесом, но я считаю такой способ в корне неверным, ибо внедорожное колесо увеличенной размерности само по себе сильно нагружает калитку, а вкупе с чугунным домкратом быстро разболтает и без того перегруженные петли.

Расположение джека непосредственно в салоне — самый неудачный из всех вариантов. Почему это так, вы поймете, когда будете доставать его из-под горы «шмурдяка» или ног пассажиров, а окончательное понимание настигнет вас тогда, когда придет время устраивать обратно в салон равномерно облепленный грязью домкрат, при этом он совершенно точно не уместится там, где без проблем умещался до этого.

Безопасность при работе с хайджеком

Реечный домкрат типа хай-джека прост и эффективен, но опасен. Причем опасность порождается именно этой самой легкостью. Когда машина поднимается буквально одним движением руки, как-то забываешь о ее весе.

Между тем в момент опускания рукоятка стремится вверх и может ударить, прямо скажем, совсем не слабо.

Но самое главное – опасность соскакивания стопора.

После этого машина начинает стремительно опускаться, а хай-джек яростно машет рукояткой вверх-вниз.

Ни в коем случае не пытайтесь обуздать домкрат, поймав ручку, если вам дороги ваши зубы, руки и прочие органы, без которых трудно обходиться.

Просто подождите в сторонке, пока все устаканится, и начинайте сначала.

На расположенных ниже картинках мы показали основные ошибки, которые обычно допускают при использовании хай-джека.

Самое интересное, что ошибаться свойственно не только новичкам, но и опытным пользователям. Все дело в том, что домкратом пользуются не часто, со временем навыки притупляются, остается лишь одна уверенность, что «я отлично умею работать джеком». В результате — упавшие с домкрата машины, углубившиеся в грунт рейки и, к несчастью, поврежденные руки и разбитые лица.

Реечный домкрат — это профессиональный инструмент, требующий вдумчивого и аккуратного обращения.

Располагая домкрат подле автомобиля, не стоит приседать и заталкивать пятку джека под машину руками. Из такой позиции вы не сможете правильно оценить, куда именно нужно поместить домкрат

Хай-джек нужно располагать с наклоном относительно продольной оси автомобиля, тогда после подъема рейка выпрямится. Если же поставить джек прямо, то в процессе работы он может упереться в решетку и капот

Для того чтобы поднять внедорожник, поместите домкрат перпендикулярно опорной площадке как на автомобиле, так и на земле. Иначе в процессе работы либо соскользнет джек, либо машина будет смещаться в сторону

Держите домкрат так, чтобы рейка со стороны ручки была свободна, — это залог вашего здоровья и безопасности. Дело в том, что если ручка домкрата вырвется из руки, то она с большой скоростью и силой ударится о рейку. Если в этот момент на ее пути окажется ваша голова, то ничем хорошим это не кончится, а коли вы держитесь за рейку, уверенно обхватив ее на зависть приматам, то большой палец имеет все шансы стать нетрудоспособным

Переключатель режимов перещелкивается очень туго и требует большого усилия. Не пытайтесь сдвинуть его пальцем, так можно травмироваться и не добиться результата, лучше слегка стукните по нему кулаком

Ручку домкрата нужно плотно зафиксировать в руке, иначе нарастающее усилие рано или поздно вырвет ее из слабой кисти. Поэтому независимо от того, легко идет ручка или нет, всегда держите ее крепко

По мере подъема усилие будет нарастать, и когда дойдет до критического, не стоит виснуть на ручке сверху: так не развить максимальной силы, к тому же это опасно. Лучше находиться снизу от ручки

Опуская машину с домкрата, будьте предельно собранны, пусть вас не обманет та легкость, с которой ручка идет вниз. Как только механизм переключится, усилие мгновенно возрастет до максимального при подъеме

Если механизм подклинивает при спуске (такое бывает, когда джеком пользуются редко), можно вручную вытягивать шпильки из рейки — беритесь за них с внешней стороны. Не лезьте пальцами внутрь механизма

Перенося домкрат, держите его невысоко и по возможности двумя руками. Безусловно, на плече нести удобнее, но если в этот момент оступиться или поскользнуться в грязи, то нетрудно представить, что случится

Дополнительная фиксация машины

Хайджек – ненадежная опора.

При необходимости осмотра автомобиля снизу или выполнения любых других действий, требующих присутствия человека под машиной, вывешенной на хайджеке, необходимо использовать дополнительные упоры для ее фиксации.

Наиболее простыми приспособлениями, которые могут выполнять фиксирующие функции являются: колодки, сошники, горный упор и горный рельс.

Колодки – это деревянные скошенные короткие брусья с грунтозацепами (угольники). Служат для предотвращения самопроизвольного отката автомобиля назад во время вынужденных остановок на крутом подъеме или спуске. Колодки также применяются при стоянке автомобиля или автопроезда на подъемах и спусках.

Сошники – заостренные на концах балки. Их обычно подвешивают шарнирно на кожухах заднего моста и подвязывают к раме натяжными цепями. При движении автомобиля на крутом подъеме сошники опускают на землю. Удержание автомобиля на подъеме с помощью сошников обеспечивается натяжными цепями, которые ограничивают угол наклона сошников к плоскости дороги в пределах 60-70о.

Горный упор представляет собой трубчатую раму с сошником на конце, которая подвешивается на шарнирах к раме автомобиля. Опускают и поднимают горный упор посредством троса из кабины водителя. Угол наклона упора к поверхности дороги составляет 75-80о и ограничивается длиной натяжных цепей. Предупреждение скатывания или сползания автомобиля назад во время движения или остановки на подъеме осуществляется за счет врезания горного упора в грунт.

Горный рельс – это балка с грунтозацепами. Он присоединяется к раме автомобиля натяжными цепями и обеспечивает автоматическое торможение автомобиля (автопоезда) на подъеме при самопроизвольном откате или сползании назад. Остановка осуществляется за счет того, что при самопроизвольном откате или сползании автомобиля его задние колеса наезжают на рельс, который входит в зацепление с грунтом, а натяжные цепи при этом натягиваются, и автомобиль останавливается.

Применяются и другие приспособления: башмаки и клинья, более сложные – горные тормоза, механизмы свободного хода.

При отсутствии специальных средств фиксации автомобиля, используйте любые подручные средства и убедитесь в надежной фиксации автомобиля прежде, чем приступить к ремонтным работам.

Источники информации к данному разделу

Форум «Белорусского Клуба 4х4»

http://media.club4x4.ru/1223-reechnyj-domkrat-veshh-dlya-dzhipera-nezamenimaya.html

http://media.club4x4.ru/2007/11/14/reechnyjj_domkrat__khajjdzhek_i_nasadka_liftmate.html>

http://www.off-road-drive.ru/archive/41/Hay__starina_djek_

http://media.club4x4.ru/2007/09/05/populjarnye_dzhiperskie_aksessuari.html

http://www.off-road-drive.ru/archive/81/Samouchitel_igry_na_hay_djeke

http://www.uazbuka.ru/tools.htm#hi_vyb